Как скоро вы начнёте доверять беспилотным автомобилям?

Доверие пассажиров – наиважнейший фактор успешного развития любых технологий автономного управления

Автор: Джек Уист

Уже сегодня нам удалось довести технологии автономного вождения практически до совершенства. Однако успешное будущее беспилотных автомобилей невозможно без доверия людей. Одно дело – тестировать беспилотные автомобили на дорогах, когда за рулём водитель, обеспечивающий безопасность. Но совсем скоро место водителя освободится, и вопрос в том, когда лично вы начнёте доверять беспилотным машинам?

Оценки экспертного сообщества в отношении будущего беспилотных автомобилей весьма противоречивы. Некоторые эксперты уверены, что, благодаря беспилотным машинам, нам удастся спасти миллионы жизней и наделить каждого жителя планеты свободой передвижения. Но на практике нам приходится иметь дело с весьма важным фактором: люди пока воспринимают роботизированные автомобили с большой настороженностью. Согласно недавнему исследованию AAA, 75 процентов американцев опасаются поездок в салонах беспилотных автомобилей.

Подробнее: Автономное вождение (Autonomous Driving) (пресс-кит) | Доверие и автономное вождение: что для этого необходимо? (Trust and Autonomous Driving: What Will It Take?)(Intel iQ)

Хорошая новость состоит в том, что эту проблему можно решить. По мнению специалистов Intel, недоверие потребителей можно преодолеть посредством интерактивного механизма взаимодействия между автомобилем и пассажиром, способного предоставлять людям полную и содержательную информацию в наглядном виде, повышая тем самым уровень доверия потребителя. В недавно проведённом исследовании Trust Interaction Study наша группа экспертов, занимающаяся изучением восприятия потребителей, подтвердила перспективность такого метода в отношении пассажиров беспилотных автомобилей.

В этом ограниченном качественном исследовании приняли участие потребители, представление которых о беспилотных автомобилях ограничивалось лишь редкими встречами с ними на дорогах своего города. Им было предложено совершить поездку на тестовом беспилотном автомобиле, а затем поделиться своими впечатлениями. В рамках исследования была проведена оценка пяти сценариев взаимодействия потребителей с автомобилем: вызов машины, начало поездки, внесение изменений в маршрут, реагирование на ошибки и чрезвычайные ситуации, остановка и выход из автомобиля. Мы опросили участников исследования до и после эксперимента, а также зафиксировали их реакцию во время поездки.

Основное внимание уделялось вопросу доверия к автомобилю и пониманию человеко-машинных интерфейсов (дисплеев, сенсорных экранов, голосовых сигналов и т. д.), обеспечивающих взаимодействие между пассажирами и беспилотными автомобилями. Ограниченность масштаба исследования не помешала получить практические идентичные результаты. После поездки уровень доверия каждого участника значительно вырос. Даже те, кто изначально весьма настороженно относился к беспилотным автомобилям, в итоге признали их более безопасным средством передвижения и стали с нетерпением ждать массового распространения подобных машин.

Наше исследование помогло ответить на множество вопросов, но это лишь начало большого пути. Нам удалось идентифицировать семь ключевых противоречивых моментов, требующих дальнейшего изучения. Intel планирует продолжить изучение потребительского восприятия и использовать полученные результаты для укрепления общественного доверия к беспилотным автомобилям. От этого зависит будущее автономных машин.

ПРОБЛЕМЫ НА ПУТИ К ПОЛНОМУ ДОВЕРИЮ

Кто принимает решения, машина или человек: участники исследования были обеспокоены тем, что в беспилотном автомобиле отсутствует человеческий интеллект, способный принимать правильные решения в нестандартных ситуациях, например, при появлении неосторожных пешеходов или других водителей, беспечно ведущих себя на дороге. При этом участники исследования сошлись во мнении, что беспилотные автомобили безопаснее, так как они лишены ошибок, связанных с человеческим фактором, и способны обеспечить более высокую скорость принятия решений.

Больше личного пространства, но меньше возможностей для общения: многих вдохновила идея того, что время поездки на беспилотном автомобиле можно использовать по своему усмотрению, хотя многих и расстраивает отсутствие возможности пообщаться по дороге с живым водителем. Родители оценили возможность перевозки детей без наличия в салоне незнакомого им человека, при этом отсутствие конкретного человека, ответственного за безопасность поездки, вызывает некоторые опасения.

Полная осведомлённость или избыток информации: большинство участников предполагали, что на ознакомление с системой автономного управления может потребоваться некоторое время. Но по мере укрепления доверия к системе, некоторые участники начинали испытывать раздражение при получении избыточного количества уведомлений и информационных сообщений. Участники исследования сошлись во мнении, что напоминания о правилах безопасности и актуальная информация по маршруту поездки могут быть весьма полезны, однако во всём должна быть мера.

Полная отстранённость от вождения или новый механизм управления автомобилем: в процессе поездки некоторые участники испытывали дискомфорт от того, что они находятся на заднем ряду салона и не имеют доступа к органам управления. Даже сам факт наблюдения за самостоятельным вращением руля способен вызвать беспокойство у пассажиров. Участники высказали мнение, что полное удаление из салона традиционных органов управления может способствовать снижению общей нервозности. При этом участники исследования высоко оценили новые механизмы управления автомобилем, в частности, функцию вызова машины и открытия дверей при помощи мобильных устройств. Также в качестве положительных факторов было отмечено снижение стресса от вынужденной необходимости управлять автомобилем и повышение безопасности движения за счёт использования множества следящих систем.

Понимание принципов работы или уверенность в том, что всё работает как надо: участникам исследования было очень важно понять принципы работы технологии автономного управления. При этом, наблюдая за адекватной реакцией автомобиля на дорожные ситуации, люди постепенно убеждались в том, что всё работает как надо. Таким образом, степень доверия людей к беспилотным автомобилям в значительной степени зависит от эффективности интерфейсов взаимодействия машины и пассажира.

Расскажи или послушай: участники исследования отметили, что «человеческий голос» автомобиля создавал более комфортную атмосферу в салоне. При этом пассажирам очень понравилась возможность отдавать машине голосовые команды. Обмен информацией с машиной посредством голоса напоминает общение с живым водителем, существенно облегчает внесение изменений в маршрут и помогает эффективно реагировать на меняющиеся погодные условия.

Машины следуют правилам, а люди их подстраивают под себя: участники исследования выразили единодушие в том, что наибольшее значение имеет безопасность движения. Однако у каждого человека может быть своё личное понимание безопасности. Некоторые из участников признались, что сами не всегда управляют автомобилем безопасно и периодически нарушают ПДД. Чаще всего люди отмечали за собой превышение скорости на свободных участках дорог, употребление пищи за рулём и проезд на запрещающий сигнал светофора. Участники исследования выразили мнение, что отказаться от вредных водительских привычек и принять новые правила, предусмотренные системой контроля, будет для них не так-то просто. Потребуется время на адаптацию.

Intel продолжит изучать уровень доверия потребителей в качестве ключевого вектора развития базовых элементов архитектуры и дизайна беспилотных автомобилей. Следите за нашими публикациями, чтобы всегда быть в курсе новейших исследований в данной области. Узнать подробности и более детально познакомиться с выводами нашего исследования можно при помощи видео подкаста, посвящённого технологиям автономного вождения.

Джек Уист — ведущий инженер и главный разработчик архитектуры систем Autonomous Driving Group корпорации Intel.

 

О корпорации Intel

Intel (NASDAQ: INTC) раздвигает границы технологий, чтобы сделать возможными самые удивительные впечатления. Более подробная информация об Intel и о результатах работы более 100 тысяч сотрудников компании представлена на сайтах newsroom.intel.ru и www.intel.com.

Intel и логотип Intel являются торговыми марками корпорации Intel в США и в других странах.

*Прочие наименования и торговые марки могут быть собственностью соответствующих владельцев.